Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.
Развитие тонких движений пальцев рук особенно
тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова
для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок,
сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени
тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как
орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения
проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игровых упражнений для пальцев рук с речевым
сопровождением, которые полезно разучить вместе с ребёнком.
Упражнение «Колечко». Сначала предлагаем
ребёнку выполнять его каждой рукой
отдельно, затем – двумя руками
одновременно. Соединяем поочерёдно пальцы с большим от
указательного к мизинцу (1 и 3 строчки стихов) и в обратном
направлении (2 и 4 строчки).
Упражнение развивает также чувство ритма и
дикцию.
Варианты стихотворного сопровождения:
Филин.
Уснул филин на суку:
У него болит в боку.
А у зайца сердце в пятки,
В лес удрал он без оглядки.
|
В зоопарке.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
|
В роще.
В
берёзовой роще,
В чернеющей чаще
И спрятаться проще,
И ягоды слаще.
|
Звери зимой.
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.
|
Жёлтый жук.
Жёлтый
жук жужжит, бедняжка,
Что
ему живётся тяжко;
На
берёзке и осинке –
Западни из паутинки.
|
Слон.
Шли мы как-то по дороге,
Видим: ходят чьи-то ноги.
Смотрим выше: кто же он?
Это серый толстый слон.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий